Средства и методы спортивной тренировки
Самостоятельные занятия избранным видом спорта проводятся с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивных результатов.
По данным Международной Федерации Университетского спорта (ФИСУ) (1995 г.) наиболее популярными видами студенческого спорта являются: футбол (78,1%), волейбол (78,1%), легкая атлетика (68,8%), баскетбол (53,1%), плавание (31,1%).
Приобретают определенный интерес у студентов и такие новые виды спорта, как пауэрлифтинг – троеборье, состоящее из приседания со штангой, жима штанги лежа на скамье, «тяги» штанги в положении наклона вперед; триатлон – троеборье, включающее в себя плавание, велогонку и бег; армреслинг – борьба руками на столе и др.
Средствами для повышения эффективности занятий избранным видам спорта являются специально подобранные физические упражнения, подразделяющиеся на две группы по следующим признакам:
- по степени близости упражнения к основной соревновательной деятельности занимающихся;
- по направленности на преимущественное решение той или иной задачи спортивной подготовки.
Физические упражнения классифицируются по ряду признаков:
- По структурным признакам движений, применяемые физические упражнения делятся на циклические, ациклические, смешанные.
- По характеру реагирования на внешние условия – спортивные и подвижные игры, виды единоборства, бег (бег на лыжах), бег по пересеченной местности (кросс), плавание.
- По воздействию на развитие физических качеств – упражнения на силу, быстроту движений, ловкость, гибкость, выносливость.
- По режиму работы мышц – динамические и статические упражнения.
- По интенсивности физической нагрузки – упражнения малой (компенсаторной), средней (аэробной), большой (смешанной) и предельной (анаэробной) интенсивности.
Применяемые упражнения различаются по форме выполнения движений: маховые движения руками и ногами; потягивания; наклоны туловища в стороны, вперед и назад; упражнения на внимание, точность, координацию движений и на расслабление.
Целесообразность любой системы физических упражнений определяется положительным воздействием на повышение функциональных возможностей организма. Поэтому необходимо знать их общестимулирующее влияние и физиологическую «стоимость», что позволит сознательно выбирать и применять различные физические упражнения.
Методы спортивной тренировки в избранном виде спорта можно представить на основе трех классификационных признаков (Г.С. Туманян): направленность, цикличность и величина нагрузки при применении средств или тренировочных заданий.
1. По направленности воздействия на организм различают методы:
- соревновательные – нагружающие те системы организма и энергетические источники, которые интенсивно функционируют при участии в соревнованиях;
- специально-подготовительные – избирательно воздействующие на отдельные системы организма;
- обще-подготовительные, которые тренируют системы организма, обычно не загружаемые в процессе соревнований. Они способствуют более интенсивному восстановлению работоспособности организма по механизму активного отдыха.
- По цикличности применения тренировочных заданий используют методы:
- однократные, при которых тренировочное задание предусматривает два параметра нагрузок: по продолжительности мышечной работы и по ее интенсивности (например, бег в течение 1 часа при ЧСС, равной 150 уд/мин);
- серийные, включающие три параметра нагрузки (продолжительность нагрузки, ее интенсивность и число повторений упражнений) и два параметра, относящиеся к отдыху между повторением упражнений (по продолжительности отдыха и его характеру);
- многосерийные, содержащие восемь параметров нагрузки и отдыха: продолжительность упражнения, его интенсивность, величина интервала отдыха внутри серии, характер интервала внутри серии, число повторений упражнения внутри серии, характер интервала между сериями, общее число серий.
- По величине тренировочной нагрузки применяются методы:
- облегченные, предусматривающие такое сочетание компонентов нагрузок и отдыха, которые позволяют быстро восстановить 95% работоспособности организма;
- оптимальные, которые характеризуются сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно в связи со значительной потерей работоспособности (но не более суток);
- жесткие, приводящие занимающихся в состояние большого утомления, после которого требуется длительное время и специальные средства для восстановления работоспособности.