Пятница, 13.06.2025, 14:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ритмическая гимнас­тика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленнос­ти, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев и шоу-программ. Истори­чески сложившаяся формула ритмической гимнастики выглядела так: «танец — музыка — физическое упражнение».

В Древней Греции в физическом воспитании допуска­лись объединения некоторых упражнений в комплексы, которые выполнялись под музыку. Они были направлены на воспитание осанки, красивой походки, пластичности движений и ловкости.

Французский психиатр Циналь (1750—1826 г.г.) полагал, что путем выполнения упражнений «для тела» под музыку излечиваются некоторые болезни. А французский педагог Ф. Дельсарт (1811—1871 г.г.) создал систему «выразительной гимнастики» для физического воспитания и подготовки массовых гимнастических выступлений, которая включа­ла жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения.

Определенным этапом в развитии ритмической гимнастики считается созда­ние профессором женевской консерватории Ж. Далькрозом (1865—1914 г.г.) оригинальной системы движений, кото­рая заключалась в передаче музыкального образа, сопро­вождающего произведения посредством пластических дви­жений. Видоизменяясь и развиваясь, эта система завое­вала признание как эффективное средство физического воспитания и вошла составной частью во многие нацио­нальные гимнастические школы.

Элементы ритмики имеются в системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта, в частности — в труде «Осно­вы естественных форм воспитания», где раскрывается «принцип двигательных напряжений в заданном темпе».

В 1910 г. в Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах. Впоследствии ритмическая гимнас­тика вошла в состав различных курсов для подготовки профессиональных кадров по физической культуре.

С 80-ми годами XX в. связан этап массового развития ритмической гимнастики, ее особой популярности, а также программного оформ­ления. В этот период выполняются научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоу-программы, органи­зуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного средства ис­пользуют ритмическую гимнастику.

Ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опор­но-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-со­судистую и дыхательную системы. По воздействию на ор­ганизм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упраж­нений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребле­ния мышцами кислорода. Отсюда и ее второе название — аэробика или аэробные танцы (греч. «аэро» — воздух — и «биос» — жизнь).

В настоящее время ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упраж­нений, включающую упражнения общеразвивающего ха­рактера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в задан­ном темпе и ритме.

В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: ма­ховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты ту­ловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, седах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, тан­цевальными элементами.

Упражнения ритмической гимнастики используются в форме утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в  виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия. Располагая на­бором обычных гимнастических упражнений, каждый может самосто­ятельно составить себе такой комплекс.

Каждая их этих форм занятий имеет свои особенности. Для утренней гигиенической гимнастики характерны простейшие движения звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, объединенные в короткие – по 4-5 – связки, легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и встряхивания руками и ногами, невысокие легкие взмахи. Все эти движения сопровождаются музыкой, задающей невысокий темп и ненапряженный ритм.

Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастикой является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (разминка – первоначальная  часть тренировки, выполняемая для подготовки организма к предстоящей работе) (5 мин.) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения.

Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание, и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от решаемых задач.

1 вариант – продолжительность 15-20 мин.:

первая серия – 5-6 упражнений: упражнения головой, руками, туловищем, тазом – относительно простые и короткие;

вторая серия – до 60 сек.: бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжительности каждого вида.

2 вариант – продолжительность до 30 мин.:

первая серия – повторение первого варианта;

вторая серия: беговые упражнения до двух минут, переход на ходьбу и дыхательные упражнения;

третья серия: 10-12 упражнения в партере (на полу) для развития гибкости и силы;

четвертая серия – до 5 мин.: беговые, прыжковые, танцевальные упражнения.

3 вариант – продолжительность 45-60 мин.:

первая серия – основа первого варианта;

вторая серия- основа второго варианта;

третья серия – упражнения для всех групп мышц, выполняемые с большой амплитудой фи значительными напряжениями;

четвертая серия – прыжково-беговая нагрузка 2-5 мин.;

пятая серия – партерные упражнения (10-12 мин.);

шестая серия – повторение четвертой.

Заключительная часть (2-5 мин.) направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация.

Критерием нормы восстановления пульса у здоровых людей считаются 5-10 мин.

В ритмической гимнастике имеются представления о некоторой усредненной частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:

  • выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание – 40-60 акцентов в минуту;
  • движения туловищем, ходьба – 70-75;
  • движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения – 80-90;
  • бег, подскоки, танцевальные движения – 100-150;
  • быстрый бег, рок-н-ролл - 160 и больше.

Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле – могут привести к разным эффектам.

Для поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося в «зоне здоровья» достаточно 2-3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20-30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня. Прием пищи должен быть не позже и не раньше, чем в полтора часа по отношению к нагрузке, а пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной деятельности.

Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5-6 раз в неделю по 20-30 мин. или 3 раза  по 45-60 мин. При том направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие.